Блог

Современные подростки - какие они?

Они другие. И отрицать это бессмысленно. Они могут услышать трек любимой группы за несколько километров, но не слышат родителей из кухни. Тратят на домашнюю работу не более 24 минут, однако готовы 24 часа потратить на любимую компьютерную игру. Да, они не представляют себя без гаджетов. однако, это не единственное наше отличие.

Как быть родителем подростка в современном мире, нам помогает понять Груздева Ирина Александровна, психолог высшей категории VL Clinic.
Если бы была возможность описать только 3 словами современного подростка, какие это были бы слова?

Сложно, конечно, описать тремя словами важнейший кризисный этап для становления личности, но попробую. Уникальность, инфантильность и ранимость. Современные подростки, в целом, уникальны в смысле готовности и обучения к новым технологиям, менее подготовлены к взрослению (или более инфантильны в вопросах ответственности), при этом более ранимы и чувствительны. И всё-таки добавлю четвёртую характеристику, они чрезвычайно интересные.

Делится ли подростковый возраст на этапы и чем отличается каждый из них?

Да, конечно. Можно выделить три этапа: младший (10-12 лет), средний (13-17) и старший (с 17 лет и до завершения переходного периода) подростковый возраст.
Каждый этап характеризуется определёнными физическими, половыми, психосексуальными и психосоциальными изменениями, которые происходят неравномерно, скачками и имеют огромные индивидуальные различия.

В пубертатном периоде происходит бурный рост тела и конечностей, перестраивается гормональная система, развиваются половые железы, а вслед за этим — и вторичные половые признаки, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов, изменением протекания когнитивных процессов (памяти, внимания и других).

К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. И если физиологические изменения имеют достаточно чёткие возрастные границы, то психические и психосоциальные изменения более размыты по возрасту. И связано это со многими факторами, такими как:

  • личностные особенности
  • наличие увлечений, дополнительного образования, кружковой или спортивной деятельности
  • наличие друзей
  • наличие близких связей с родителями (с одним из родителей) или с бабушками-дедушками
  • особенности проведения свободного времени (в том числе количество времени, проводимого в сети Интернет).

Физические, половые, психосексуальные и психосоциальные изменения обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека. Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Знание этих особенностей помогают понять специфику поведения подростка и выстроить взаимодействие с ним наилучшим образом.

Чем отличаются современные подростки?

Молодое поколение всегда является отражением того общества, в котором живёт. Это нормально и естественно, также, как и некоторые ценностные различия поколений.

Подростки - это дети первых десятилетий двухтысячных годов, они не могут представить, каким был мир без цифровых технологий. Предпочтительный вид общения - онлайн. Душевные вечерние посиделки с друзьями заменились соцсетями. Кроме того, по мнению учёных, у детей изменились даже когнитивные процессы, например, структура памяти. Из оперативной в долговременную уходит меньший объем информации, соответственно, изменяется структура мышления, способность к концентрации и т.д.

В связи с тем, что родители современных детей более осознанно подходят к родительству, реже проявляют к своим детям агрессию, поколению молодёжи свойственно повышенное чувство собственного достоинства, они готовы и умеют общаться со старшими на равных. Молодое поколение имеет больше знаний в области психологии, умеет влиять на родителей, если это необходимо.

При этом, современное поколение спокойно может разрушать устоявшиеся шаблоны, оно более восприимчиво к новому, толерантно и знает свои права, способно к мультизадачам. Подростки могут начинать рано зарабатывать, если у них совпадают интересы, мотивация и способности.

Среди ценностей этого поколения наряду с общепринятыми, появляются и новые. Они хотят баланса между отдыхом и работой, ценят себя, комфорт, не приемлют несправедливость, для них ценно то, что им интересно и то, что соответствует их целям.

И всё же, в силу многих причин, современные подростки обладают более сложным внутренним миром. При уникальных способностях восприятия новой информации, из-за того, что современное общество долго не требует от детей личной ответственности и часто излишне ограждает их от инициативных действий, взрослея, они не готовы к принятию ответственности. И поэтому часто имеют сложности в эмоционально-волевой сфере, что проявляется некоторой инфантильностью.

С чем связана инфантилизация, на ваш взгляд?

Инфантильность подростков, на мой взгляд, связана с особенностями современного мира в целом и с родительским влиянием на детей. Наш мир изменился, гаджеты во многом облегчили наш быт. Мы меньше тратим времени на готовку, стирку и уборку. Но, к сожалению, окружающий мир стал динамичнее и несколько опаснее для детей. С этим нельзя не согласиться, ушло время коллективизма, обобщённой ответственности за жизнь и здоровье окружающих, в том числе и за чужих детей.

У родителей сейчас меньше времени на общение с детьми, по сравнению с тем временем, когда жили наши родители и родители современных подростков. Сейчас родителям максимально удобно во всех сферах контролировать детей, отслеживая их физическое нахождение, выбор друзей, учебных заведений, врачей и т.д. Родители, часто не замечая своей гиперопеки, тем самым лишают детей возможности приобретать свой опыт, совершать маленькие ошибки и тренировать ответственность за принятые решения и свои поступки. Мы, как родители, делаем так из лучших побуждений, но настолько привыкаем принимать решения за детей, что, когда перед нами оказывается наш повзрослевший ребёнок, нам непонятно, почему он не соответствует нашим ожиданиям. Почему он ничего не хочет, не может определиться с выбором профессии, почему не может самостоятельно справляться с бытовыми или социальными трудностями, возникающими при взаимодействии с другими людьми и т.д.

Кстати, дети в сёлах чаще растут более самостоятельными и ответственными, по сравнению с детьми из крупных городов. В силу особенностей сельской жизни, загруженности родителей, у детей больше обязанностей по дому, в огороде. Схожие плюсы есть и в семьях, где невозможно обойтись без помощи ребёнка и у него есть дополнительные обязанности по дому.
Поэтому инфантильность молодёжи - это обратная сторона спокойствия и гиперопеки родителей в детстве.

Ирина, а как считаете, бытовая беспомощность подростков, это следствие воспитания или она продиктована другими причинами?

Научить ребёнка обслуживать себя в бытовом плане, это, конечно, изначально задача родителей. Но часто, современный ритм жизни мешает родителям задуматься об этом вовремя. Нам удобнее и быстрее сделать всё за ребёнка, выбрать для него одежду по сезону, одеть его, убрать игрушки, включить стиральную машину, приготовить пищу, запустить робот-пылесос, заказать продукты из магазина и т.д. Тем самым, мы, не замечая того, делаем своих детей беспомощными в бытовых вопросах. И нас всё устраивает до тех пор, пока мы не увидим перед собой беспомощного в быту своего «взрослого» сына или дочь.

Для многих молодых людей является огромным стрессом бытовое обеспечение своей жизни. Конечно, они научатся этому самостоятельно рано или поздно, но родители должны помнить, что, своевременно привлекая детей к бытовым вопросам, они делают своих детей увереннее и успешнее.

Вопрос, который беспокоит большинство: опасен ли мир онлайн настолько, насколько это беспокоит родителей?

Безусловно, мир Сети таит в себе много опасностей, здесь переживания родителей небеспочвенные. Но об этом нужно подумать заранее, когда родители принимают решение о том, что их ребёнок получит возможность использовать для своих целей онлайн-ресурсы и социальные сети. Нужно помнить, что зависимости, связанные с Сетью, у детей развиваются намного быстрее, чем у взрослых.

Основные задачи родителей по этому вопросу:

  • научить своего ребёнка правилам безопасного использования ресурсов Сети интернет

  • соблюдать возрастные рекомендации специалистов по началу использования гаджетов и по ограничению времени их использования (в том числе социальных сетей, игр и т.д.)

  • контролировать используемые ресурсы и безопасный доступ к ним (родительский контроль)

  • на своём примере показать, что социальные сети и онлайн-ресурсы никогда не смогут полностью заменить живое реальное общение.

Современный мир, насыщенный новыми технологиями, информационным потоком и быстрыми переменами оказывает значительное влияние на формирование детей. Многие особенности современной жизни могут как положительно, так и отрицательно сказываться на развитии детей. Важно понимать эти влияния для создания благоприятной среды вокруг вашего ребёнка.

Нынешние дети несколько отличаются от поколения своих родителей. У юного поколения другое отношение ко многим проблемам и свои пути решения этих проблем. Для того, чтобы лучше понимать психологию современных детей, научиться эффективно взаимодействовать с ними и предупредить возможные негативные последствия цифрового влияния, приглашаем вас стать участником родительского клуба. Группы в настоящее время набираются. Занятия планируются по субботам (или пятницам).

Есть такое стихотворение "есть люди с особо чувствительной кожей". На мой взгляд, это тоже отличительная особенность современных подростков. Почему они настолько уязвимы?

Вы правы, одной из отличительных особенностей современных подростков является их ранимость и чувствительность. Этому есть свои причины и их много. Поговорим о некоторых из них.

Период детства и юности современной молодежи пришёлся на наиболее материально и экономически стабильное время. Чего нельзя сказать об их родителях. Помня о непростых временах своего детства и юности, родители для обеспечения материальной стабильности своих детей, вынуждены много времени уделять работе. Из-за этого уменьшается время общения с детьми. На сегодняшний день достаточно хорошо изучена значимость эмоциональной связи с родителями для психического благополучия человека. Отношения с родителями оказывают глубокое влияние на формирование самооценки и уверенности в себе. Соответственно, потребность в формировании эмоциональных связей ребёнок-родитель могла быть не реализована для детей в полной мере. Это, возможно, одна из причин особой чувствительности молодёжи.

Второй причиной может быть излишняя гиперопека и отсутствие позитивного опыта решения трудностей без помощи родителей. Родители стараются решить возникающие у ребёнка проблемы максимально быстро, используя свой опыт и знания, тем самым, неосознанно лишая своих детей их личного опыта проживания ситуации, тренировки эмоциональных реакций.

Ещё одной из причин уязвимости и ранимости подростков может быть уменьшение живого общения с друзьями, при котором можно было бы получить эмоциональную поддержку, поделиться дружеским опытом решения схожих проблем и понять, что у многих есть такие же переживания.

Кроме этого, сплошная цифровизация и постоянный поток различной информации имеет и негативное влияние, психика детей и подростков перегружена информацией, что нарушает гармоничное развитие, спокойный сон, повышает тревожность. Наличие гипертрофированной успешности в постах известных блогеров и людей из шоу-бизнеса добавляет неуверенности незрелой психике подростка.

Также нельзя не сказать и об общем ухудшении здоровья молодёжи, что сказывается и на нервно-психической деятельности.

Что остается родителям? Быть идеальными?

Мы знаем, что идеальных людей не бывает, что уж говорить об идеальных родителях. Даже если родитель будет максимально стремиться к собственной идеальности и исключительности, навряд ли таким же его будет считать собственный ребёнок. Ребёнок должен знать, что родители - живые люди, которые могут испытывать разные эмоции: положительные, отрицательные. Родители могут уставать, болеть, ошибаться, не быть идеальными.

И для ребёнка важнее знать, что родители могут быть не идеальны, но они умеют справляться с различными трудностями. Понимая это, ребёнку будет легче смириться с собственной не идеальностью и научиться решать свои проблемы.

Мы не станем говорить о недостатках в системе образования. Но что могут сделать родители, чтобы у ребенка был интерес к получению знаний?

Родители должны своим поведением показывать ребёнку собственный интерес к процессам познания. Все дети рождаются с познавательным интересом, важно увидеть его и всячески поддерживать, покупать книги на интересующую детей тему, смотреть вместе фильмы и мультфильмы, выделять время для совместного чтения, игр, экскурсий. Семейные обсуждения каких-либо интересных тем повысят мотивацию ребёнка к получению новой информации, помогут развитию у него критического мышления. Разнообразие форматов обучения также способствует лучшему усвоению материала.

Что делать, если подросток ничего не хочет делать? Заставлять и требовать? Или использовать другие подходы?

К сожалению, с подобными проблемами взросления сталкиваются многие родители. В подростковом возрасте человек пытается разобраться в себе: понять кто он, какой он, определить, что для него важно, а что нет. Поэтому логично, что навязанные другими желания, не мотивируют подростков на исполнение, а любое давление вызывает противодействие с их стороны. Не забываем и о биохимических процессах, происходящих в организме.

Отделы головного мозга дозревают неравномерно, поэтому волевой компонент не сформирован окончательно и ребёнку трудно заставить себя активно выполнять желания «родителей». Подростку также трудно даётся долгосрочное планирование, в его фокусе настоящий момент.

К сожалению, в случаях, если подросток совсем ничего не хочет, его ничто не радует, нельзя полностью исключить и состояния, при которых необходимо обратиться за помощью к психиатру. Одним из таких состояний может быть депрессия.

Поэтому, с учётом вышесказанного, ни в коем случае родители не должны заставлять, давить и требовать. Нужно использовать другие подходы, пытаться договариваться, предлагать новое, проявлять интерес к тому, что важно для подростка и на основании этого искать мотивирующие слова и строить коммуникацию.

Если вы хотите улучшить внутрисемейное взаимодействие, а также, убедиться, что с вашим взрослеющим ребёнком всё в порядке, приглашаем вас на цикл занятий «Современные подростки». На этих сессиях я даю много важной информации, делюсь своим опытом и учу выстраивать общение с подростком так, чтобы всем при этом было комфортно.
2024-07-28 16:15