Истерия

Статью про истерические расстройства хочу начать с задания, которое получила от замечательного учителя русского языка и литературы Светланы Михайловны. Спустя несколько лет после занятий с моей дочерью, она обратилась за профессиональным взглядом на героиню романа Льва Толстого Анну Каренину. Незапланированно вышло, что это эссе стало описанием истерического расстройства личности. И мне захотелось им поделиться с вами.

Это был замечательный опыт, возможность преломления профессиональных знаний и опыта в новом свете. Начнем с того, что я собиралась справиться с заданием быстро. Мне казалось, что про Анну я знаю все, это проанализированный и прочувствованный персонаж. Планировала послушать обозначенный отрывок из моего любимого произведения Льва Николаевича и быстро набросать психопатологические черты на страницу в блокноте. Но, начав его слушать, поняла, что этот текст слышу впервые в жизни. Ничего не замкнуло и не отзеркалило в памяти, ни намека, ни единого дежавюшного ощущения, ничего. Я читала «Анну Каренину» в школе, искренне сострадая несчастной влюбленной женщине. Читала около 30 лет, будучи уже мамой непростой Ангелины, и, как следствие, сопереживая Сереже, трактуя события через призму поломанного ребенка. И вот, на пороге 50… я понимаю, что читаю эту книгу вообще первый раз. Ничего не отзывается из прежних впечатлений, вообще ничего, какая любовь, при чем здесь это, дети при чем, честь и порядочность, страсть и зависимость, не про это, глубоченная бездна, философия тонких материй, препарированные до молекул, до сератонина и дофамина в синаптической щели между нейронами люди, величие и понимание того, что человек по сути своей, по покрою, понимать никак не может. А Толстой не просто понимает, но и понятно тебе объясняет. Лев Толстой – монстр, до мурашек, до очевидности непонятного, до тонкого чувства того, что невозможно почувствовать. Как??? Как можно описать так такие сложные вещи?? Ответа нет. Это про потрясения. Ни в 15, ни в 30 даже не представить весь этот космос, даже встав на цыпочки или перегнувшись сильно через ограждение, ничего, кроме головокружения и дурноты от размытой спутанной картинки не почувствовать. Толстого надо читать зрелым, со взрослым мозгом и возможностью дотронуться сознанием до этой Вселенной. Обещаю перечитать в 60 и поделиться с вами. Может и позже, если деменция не опередит мои намерения.

Из неприятного… Несколько лет назад мы с сестрой ходили в прогрессивный молодежный театр на постановку «Анны Карениной» в современном прочтении, моя мама, узнав, что мы с сестрой смогли вырваться из суеты, встретиться и вместе сходить в свет, спросила, что смотрели. Как велико и горько было ее разочарование, когда она узнала, на что ходили: «на переживания проститутки смотреть за деньги, девочки…». Тогда с раздражением поймала себя на мысли – как же так, моя мама, умнейший тонкочувствующий человек, начитанный и образованный, с тяжеленным чемоданом жизненного опыта, впечатлений, очарований и разочарований, как же так плоско и приземленно она видит такую сложноорганизованную героиню. Старость подкралась незаметно. Высказывание мамы мне стало понятно, к сожалению, почти близко, к очень большому сожалению. Многогранный образ Анны сыпется стразами с пыльного платья в углу, обнажая простую и понятную психопатологическую картинку. Жаль, безумно жаль. Становится понятно, что многогранны и объемны образы других героев, пресный Каренин испытывает палитру чувств и борьбу противоречивых мотивов в разы глубже и тягостнее, не говоря уж о космическом Левине, списанном, на мой взгляд, Толстым с самого себя туманным автопортретом.

Ладно, кто на что учился, вспоминаю, зачем меня позвали. В структуре личности Анны заострены, шаржированы истероидные черты, однозначного ответа заострение это носит характер акцентуации или психопатизации, у меня на этом этапе прочтения произведения нет. Акцентуация - легкий перекос, с сохранностью адаптационных механизмов и возможностью вести себя по -разному в разных жизненных ситуациях, что, отчасти, демонстрирует Анна. Психопатия или расстройство личности – перекос выраженный, заострение такой степени, что все подтягивается под единый психопатический стереотип, человек всегда одинаков, о гибкости и адаптабельности речь не идет, компенсация крайне шаткая и нестойкая, отмечается лишь в благоприятных внешних условиях, подпитывающих и устраивающих этот болезненный радикал. Биографический финал Анны свидетельствует, скорее, о декомпенсации истероидной психопатии. Акцентуант, вероятнее всего, сумел бы затормозить перед поездом.

Из к/ф "Анна Каренина", 2012 г

Аргументы в пользу расстройства личности (психопатии) истероидного круга:

Невозможность совладать со своими эмоциями, тип мышления импульсивный, эмоциональный в большей степени, чем рациональный и конструктивный. Имеют место эпизоды дисфории (злобно – тоскливый аффект), характерные для личностных расстройств возбудимого круга. При всей экзальтированности, яркости и насыщенности внешних реакций, отчетливо прослеживается внутренняя холодность, невовлеченность истинная, стремление к дистанцированию, внешне - гиперреактивность, внутренне - чувственная отрешенность, пустота, реакции демонстративны и манипулятивны значимо больше, чем прочувствованы или выстраданы. Стремление заполнять внутреннюю пустоту чужими страданиями и переживаниями, из –за невозможности искренне испытывать свои (отчасти ситуация с Китти). Эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтным пограничным ситуациям, стремление погрузиться в чувственно напряженные, драматичные, «расшатывающие» равновесие истории, при этом быстрое истощение из –за скудности ресурсов, стойкое чувство раздражения (были противны люди, уродливы) носит явно неврастенический характер (склонность к нервно-психическому истощению).

Эпизод измененного состояния сознания (в поезде) с иллюзорными обманами восприятия, сновидными наплывами образов, скорее, носит тоже конверсионный (диссоциативный, истерический характер).

Влияние опиатов (морфин) на поведение и психопатологические симптомы Анны кажется мне крайне незначительным, имеет место, скорее, вторичная наркотизация на психопатически измененном личностном фоне. На начальном этапе наркотизация даже сглаживает некоторые «острые углы» личности, учитывая седативный эффект наркотических средств опиатного ряда. Описания однозначного синдрома отмены опиатов (ломка), характерного для этого типа зависимости, в романе я не увидела, может не была достаточно внимательна. Показалось, что эта линия незначительна, второстепенна.

Из к/ф "Анна Каренина", 2012 г

Пожалуй, все, дальше пойдут уже мои фантазии и моя трансформация образа Анны вследствии моих психологических заморочек, моей профдеформации, поэтому оставлю разбор психопатологических черт героини в плоскости очевидных общепринятых срезов.

Таким образом, истерические черты в структуре личности привносят в поведение демонстративность, театральность, экзальтированность, люди с заострением по этому радикалу – яркие и харизматичные, запоминающиеся, всегда в центре внимания, для ряда профессий именно эти качества определяют профпригодность, но если ты не актер или актер, но несостоявшийся или невостребованный, этот радикал выпирает и раскачивает личность, приводя к декомпенсации личностного равновесия, тогда говорим о декомпенсации расстройства личности истероидного типа или истерическом неврозе.

Истерик – это эгоцентрик, добивающийся желаемого в жизни руками других людей, пожалуй, один из самых инфантильных типов личности, ищущий «родительской» опеки. При этом внешне это могут быть серьезнейшие брутальные личности, владеющие в совершенстве манипулятивными техниками, помогающими им отлично (внешне опять же) держаться на плаву. Чаще всего эти манипуляции носят неосознанный характер.

В психосоматике истерические (конверсионные) расстройства занимают приличную нишу. Происходит преобразование внутриличностного истерического конфликта («хочу, но не дают») в некие соматические (физические) симптомы, своеобразная конверсия. И выстраивается целая очередь пациентов с «комком в горле», мешающем дышать или глотать, астматическими приступами, вегетативными кризами, обмороками, судорогами, онемениями, жжениями, зудом, рвотами, симптомами раздраженного кишечника, параличом, потерей голоса, зрения, слуха… Все что угодно может оказаться на поверку конверсионным. Важно понимание, что при истерии «болезнь актриса, а больной не актер», сам пациент абсолютно уверен в истинности своих болезненных симптомов. Не играет и не изображает, это не симуляция, преобразование симптомов психоэмоционального плана в физические происходит без его осознанного критического участия. Иногда удается установить некое подобие причинно-следственных связей между психотравмирующей ситуацией и возникновением симптомов. Чаще же эти параллели установлены быть не могут. «Поймать» параллизованную пациентку за ночным хождением в туалет и обратно тоже не имеет никакой терапевтической силы, она рухнет на пол, разбуженная из своего просоночного состояния, в котором «забылась» болезнь.

Пациенты требуют всестороннего обследования, диагностического поиска физической причины недуга, ищут, бродят, обследуются, жалуются со всей яркостью и демонстративностью, характерными для данного типа личности, соматоформные их жалобы обрастают образными красочными описательными характеристиками. На пути такого пациента обязательно встретится врач, предположивший психосоматический генез заболевания, он будет подвергнут критике и путь поиска причины продолжится по соматической линии.

Ваше психологическое здоровье важно.
Не откладывайте заботу о себе

Заполните форму, и мы свяжемся с вами для оформления записи

*Информация на этой странице предназначена для ознакомления, не может быть использована для самодиагностики и не заменяет консультацию специалиста. При появлении тревожных симптомов обязательно обратитесь к врачу

Ваше психологическое здоровье важно.
Не откладывайте заботу о себе

Заполните форму, и мы свяжемся с вами для оформления записи

*Информация на этой странице предназначена для ознакомления, не может быть использована для самодиагностики и не заменяет консультацию специалиста. При появлении тревожных симптомов обязательно обратитесь к врачу